Музейная коллекция живописи - одна из самых крупных и интересных на Юге России, в ней
выделяются наиболее ценные:
I. Коллекция Н.Н. Дубовского.
Музей истории донского казачесва в настоящее время располагает самой большой и полной
в стране коллекцией картин художника Н. Н. Дубовского - казака, уроженца г. Новочеркасска,
занимающего видное место в ряду выдающихся русских пейзажистов.
Н. Дубовской учился в Санкт-Петербургской Академии художеств, занимаясь по классу
пейзажа в мастерской профессора М. К. Клодта. В 1886 г. становится членом Товарищества
передвижных художественных выставок, а с 1899 года входит в правление и вплоть до своей
кончины остается бессменным руководителем Товарищества.
Императорская Академия Художеств в
1898 г. избирает его академиком пейзажной живописи. В 1900 году Дубовской избирается
действительным членом Академии художеств, в 1911 году - профессором, руководителем пейзажной
мастерской Академии. Н.Н. Дубовской один из немногих русских пейзажистов, удостоен золотых и
серебряных наград за участие в художественных международных выставках в Париже, Мюнхене и Риме.
Картины мастера кисти экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее и многих
других музеях страны.
Н. Н. Дубовской мечтал о создании в родном городе картинной галереи. Для нее он
собирал свои произведения и картины художников-передвижников. Коллекцию картин художник завещал
землякам. Произведения поступили в музей в 1946 году из Русского музея, где хранились после
смерти художника.
В настоящее время портретное собрание музея составляют коллекции:
1. Донская парсуна,
2. Атаманский портрет,
3. Знаменитости Дона,
4. Портреты царствующих особ,
5. Портреты участников войны 1812 г.
Кроме того, музей представляет коллекцию западноевропейской живописи, работы
художников-передвижников.
Отдельные филиалы музея посвящены новочеркасским художникам - И.И. Крылову и М.Б. Грекову.
|
II. Донская парсуна.
Атаманский портрет.
Знаменитости Дона.
Донской парадный портрет - донская парсуна - уникальное своеобразное и самобытное
явление в русской культуре, доносящее до нас суть казачьей эстетики, красоту донского костюма и
правдивый характер портретируемого.
Первая портретная галерея появилась на Дону в 1750-е годы в усадьбе Войскового
Атамана Данилы Ефремова, в Красном урочище около Черкасска. Пользуясь привилегией старшин
быть изображенным, он заказал свой собственный портрет. В период правления его сына - Степана
Даниловича, принявшего из рук отца пернач Войскового Атамана, коллекция обогатилась изображениями
родственников, произведениями столичной школы - портретами царствующих особ и знаменитостей Дона.
По завещанию невестки С. Д. Ефремова - Авдотьи Акимовны, галерея хранилась в
Старочеркасском женском монастыре, а затем размещалась в Атаманском дворце в Новочеркасске. В
начале ХХ века картины были переданы в Донской музей, но во время гражданской войны, вместе с
другими казачьими реликвиями, были вывезены за рубеж. Вторично поступили в музей в 1946 году из
Праги.
|