главная -> статьи -> комплекс программных средств ДО  
Введение
Комплекс программных средств (КПС) для дистанционного обучения (ДО) представляет интегрированное решение, ориентированное на обеспечение учебного процесса. Проектное наименование программного продукта - "Учебно-методический центр" (УМЦ).
КПС предназначен для:
1. Ведения персоналий (обучаемые, преподаватели и обслуживающий персонал).
2. Управления учебным процессом от планирования до получения заданных отчетов.
3. Подготовки и хранения учебно-методического материала в виде модулей дистанционного обучения (МДО), тестового и контролирующего материала.
4. Предъявления учебно-методического материала обучаемым и фиксации результатов обучения, тестирования и контроля.
5. Выполнения (автоматизации) операций по обслуживанию УМЦ.
Основные принципы построения КПС.
1. Программный продукт построен с использованием интернет технологий, основной инструмент взаимодействия пользователя с УМЦ - Internet Explorer.
2. Используется Internet Server как для средств подготовки и предъявления методического материала, так и для ведения учебного процесса.

3. Используется единая база данных (сервер базы данных) как для хранения учебно-методического материала, так и для ведения объектов (персоналии, события, планирование) учебного процесса.
4. Шаблоны страниц МДО, мультимедийные файлы, скрипты страниц, дополнительные (включаемые в страницу) файлы, - все это хранится вне базы данных, которая оперирует только ссылками на данные объекты.
5. Тексты, логика переходов по страницам, параметры управления элементами схем, - объекты хранения базы данных.
6. КПС написан с использованием языков ASP, ASP.NET, SQL, что обеспечивает достаточный уровень переносимости приложения на другие платформы.
7. В качестве интернет сервера используется Internet Information Server, база данных построена в Access, обеспечивающем конвертацию, при необходимости, в MS SQL.

Предложенный подход представляет собой компромиссное решение между вариантом построения УМЦ с использованием набора "статических" HTML страниц и вариантом хранения всего контента в базе данных.


Функциональные возможности УМЦ
Ведение персоналий
Данные об участниках учебного процесса, предоставленные права доступа, а так же результаты обучения, тестирования и контроля хранятся в единой базе данных.
Предусмотрено 3 типа пользователей (3 уровня прав доступа).
1. Администратор - обладает доступом ко всем функциональным возможностям УМЦ:
 - ввод новых пользователей;
 - назначение прав доступа;*
 - просмотр результатов обучения;
 - проверка учебно-методического материала;
 - создание/редактирование учебно-методического матери-
ала;**
 - обслуживание базы данных.
2. Профессиональный пользователь (преподаватель, обслуживающий персонал) обладает теми же правами за исключением выполнения обслуживания базы данных.
3. Обучаемый имеет право работать с учебно-методическим материалом и знакомиться только с персональными результатами обучения.
Примечания:
* и администратор, и преподаватель в удаленном (сетевом) доступе могут назначить права только уровня обучаемого; предоставление иных прав возможно только при локальной работе на сервере баз данных;
** доступ к редактированию учебно-методического материала предоставляется только создателю (автору) данного объекта; в базе данных фиксируются дата и авторство каждого последнего изменения записи.

Управление учебным процессом
В части управления учебным процессом предполагается ввести возможность планирования во времени, по аудиториям и преподавателям; формирование требуемых отчетов.
Это адаптивная часть приложения, должна быть написана с учетом потребностей конкретного учебного заведения, с учетом существующего документооборота (возможно, дополненного предложениями разработчика). В противном случае возможно отторжение, неприятие программного продукта.

Подготовка учебно-методического материала
Администратор и Профессиональный пользователь могут создавать/редактировать модули дистанционного обучения и тесты.
МДО представляет собой изменяемую последовательность страниц. На сегодняшний день разработаны следующие типы:
 - HTML страница; статическая текстовая и графическая информация (возможно включение видео клипа) без ограничения времени демонстрации, т.е. переход на следующую страницу производится по инициативе обучаемого;
 - Flash страница; предназначена для предъявления динамических схем, чертежей и пр. Сопровождается последовательной выдачей информационных блоков, содержащих текст и графическую информацию. Информационный блок, кроме того, содержит управляющие команды предназначенные для изменения состояния схем, чертежей;
 - Справочная страница к МДО; предоставляет возможность разработчику написать инструкции по работе с данным модулем;
 - HTML страница с информационными блоками (находится в разработке); подобна простой HTML странице, но дополнена возможностью выдачи последовательности информационных блоков, возможно задание времени демонстрации;

 
 Подготовка учебно-методического материала (разработка МДО) может быть представлена как сборка страниц из заранее подготовленных текстов (возможен и непосредственный набор текста), изображений, Flash объектов с последующей установкой параметров управляющих команд:
 - номер объекта (команды);
 - атрибуты объекта (параметры команды);
 - время выдачи команды.
 Разработаны требования к разработке Flash объектов.

Разработка тестов
Тест представляет собой изменяемую последовательность вопросов. На сегодняшний день разработан вопрос типа HTML страница - статическая текстовая и графическая информация (возможно включение видео клипа). Ответы так же типа HTML страница. При создании вопроса задается его вес (1-10) и ограничение времени на ответ.
Планируется разработка вопроса типа Flash страница для предъявления динамических схем, чертежей и пр.; ответ в данном случае может быть или в виде указания объекта, или в осуществлении обучаемым последовательности управляющих воздействий на схему.
Кроме того, планируется разработка вопроса типа изображения с активными зонами. Ответ - указание на фрагмент изображения.

Предъявление учебно-методического материала
Предъявление учебно-методического материала обучаемым, фиксация результатов обучения, тестирования и контроля осуществляется с помощью набора предопределенных шаблонов для каждого типа страницы.

Выполнение (автоматизация) операций по обслуживанию приложения
К данным операциям относится создание страховых копий, задачи удаления МДО и тестов. На сегодняшний день эти операции выполняются вручную на сервере. Предполагаемая автоматизация не направлена на обеспечение удаленного выполнения операций в связи с высокой ценой последствий ошибочных действий, но только на обеспечение целостности данных (и структур) при удалении, восстановлении и синхронизации.

Послесловие к инет публикации
Как отмечалось в аннотации, УМЦ применим даже на уровне школы. В данном случае возможно полноценное использование тестовой подсистемы, а модули могут быть представлены как совокупность иллюстративного материала (не картинки, но анимированные схемы, чертежи и пр.).

Интересное наблюдение полученное в процессе опытной эксплуатации УМЦ: преподаватели в меньшей мере заинтересованы в полной фиксации результата тестирования, нежели в оперативной выдаче результатов (каковой и заносится ручками в журнал) конкретного слушателя.
Очевидно, будет сделан гостевой вход (без фиксации результатов обучения и тестирования).

В разделе решения приведены некоторые скриншоты приложения.
Со временем, надеюсь, будут выложены уроки по проектированию подобных приложений.

   
  © 2002-2004   Сединко А.М.
  © 2004 design by   kir
Hosted by uCoz