главная -> статьи -> Элементы дистанционного обучения при ограниченных ресурсах
 
Введение
  С высокой степенью периодичности (существует ли корреляция с солнечной активностью? не знаю) всплывают вопросы совершенствования образовательных технологий. Включаются в работу “специалисты по словам”, генерируют новую терминологию, новые понятия, аббревиатуры и пр.
  Создается порой впечатление, что это примитивный маркетинг (не удержался, промолвил...) и рекламная агрессия, попросту убеждение клиента в необходимости расстаться с деньгами. Не имеет значения, что за клиент перед нами – ведомство, родное руководство, студент или просто домохозяйка.
  Вместе с тем, проблема-то существует. И приобретение, например, продукта корпорации IBM и компании Lotus - "LearningSpace" и подобных вовсе не решает ее.
  Это ли главное? Кто подготовит учебно-методическое, тестовое наполнение. Какова степень сопряжения с традиционными технологиями, как сохранить существующее разнообразие в подаче материала конкретными преподавателями, всегда ли хороша унификация? Готовы ли преподаватели включиться в это дело или Вы столкнетесь с полным неприятием Ваших замечательных идей?

Дистанционное обучение
  Термины и слоганы: открытое образование, дистанционное обучение, реализация индивидуальных потребностей в образовании, непрерывное образование и пр. относятся, в конечном счете, к следующим проблемам:
  - повышение эффективности технологий передачи знаний (в том числе и удаленно);
  - уменьшение затрат на процедуры оценки знаний (опрос, тестирование, контроль);
  - уменьшение затрат на функции администрирования учебного процесса.
  Необходимо отметить, что перечисленный набор направлений развития образовательной среды неоднократно реализовывался в различных автоматизированных обучающих системах (АОС), но высокий уровень затрат (интеллектуальных, финансовых и материальных) ограничивал области их применимости – подготовка космонавтов, пилотов, операторов сложных технологических объектов.
  Новая волна интереса к образовательным технологиям, оформленная в терминах дистанционного образования, частично обусловлена взрывным развитием информационных технологий (ИТ). Причем это объясняется не только существенным повышением производительности и снижением стоимости технических средств, но, в не меньшей мере, развитием инструментария - средств программирования, систем, ориентированных на конечного пользователя, позволяющих с наименьшими затратами производить их адаптацию к конкретным требованиям.
  В отличие от традиционных АОС, в системах дистанционного обучения особо подчеркиваются проблемы доступа удаленных пользователей к учебно-методическому материалу, тестовым, контрольным и административным функциям системы. В качестве пользователей рассматриваются все участники учебного процесса – и обучаемые, и обучающие, и административно – технический персонал.


  На данный момент в России предлагается две функционально завершенных системы дистанционного обучения (материалы международного семинара “Информационные технологии в сельскохозяйственном образовании”, проводимого под эгидой TACIS):
  - "LearningSpace" - продукт корпорации IBM и компании Lotus;
  - "Прометей II" - разработка ЗАО “Анкей-Обучение”.
  Основная характеристика этих систем – весьма высокая стоимость программного обеспечения, не позволяющая осуществить их широкое внедрение. К примеру, основные клиенты системы “Прометей II” - Центральный и Сберегательный банки Российской Федерации, Академия Госслужбы при Президенте Российской Федерации, МИД, ГАЗПРОМ и пр., что исчерпывающе ее характеризует (особенно, если рассматривать в контексте введения).
  Каким образом встроить идеи, заложенные в методах дистанционного обучения, в систему повышения квалификации, с наименьшими затратами интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Предложения
  Предлагаются следующие возможные направления:
  - поэтапное введение элементов системы, обеспечивая при этом их преемственность и совместимость;
  - ориентация на свободно распространяемые программные продукты (условно бесплатные операционные системы, Web–серверы, серверы баз данных, средства программирования);
  - объединение усилий учебных заведений в области формирования образовательной среды (как минимум, учебно-методический материал, тестовые и контрольные задания);
  - обеспечение модульности и совместимости в смысле использования средств распространения и предъявления учебных курсов, совместимость средств опроса, тестирования и контроля.
  Средства реализации первых этапов предложенного, это:
  - ориентация на Internet технологии;
  - завершенность информационных модулей, средств опроса, тестирования и контроля для обеспечения возможности автономной работы на стороне клиента;
  - учет потенциальных требований к интеграции в систему.
  Таким образом, вполне реально формирование набора информационных модулей, тестовых и контрольных заданий, которые с одной стороны будут исчерпывающе соответствовать программам повышения квалификации (до некоторой степени автономны и ограниченны), а с другой – быть элементом общей образовательной среды. Могут включаться в программы как внутри одного учебного заведения (требования к интеграции), так и быть свободно распространяемым элементом в качестве объекта межвузовского обмена.

   
  © 2002-2004   Сединко А.М.
  © 2004 design by   kir
Hosted by uCoz