на главную | Элементы дистанционного обучения при ограниченных ресурсах |
Введение
С высокой степенью периодичности (существует ли корреляция с солнечной активностью? не знаю) всплывают вопросы совершенствования образовательных технологий. Включаются в работу “специалисты по словам”, генерируют новую терминологию, новые понятия, аббревиатуры и пр. Создается порой впечатление, что это примитивный маркетинг (не удержался, промолвил…) и рекламная агрессия, попросту убеждение клиента в необходимости расстаться с деньгами. Не имеет значения, что за клиент перед нами – ведомство, родное руководство, студент или просто домохозяйка. Вместе с тем, проблема-то существует. И приобретение, например, продукта корпорации IBM и компании Lotus - "LearningSpace" и подобных вовсе не решает ее. Это ли главное? Кто подготовит учебно-методическое, тестовое наполнение. Какова степень сопряжения с традиционными технологиями, как сохранить существующее разнообразие в подаче материала конкретными преподавателями, всегда ли хороша унификация? Готовы ли преподаватели включиться в это дело, или Вы столкнетесь с полным неприятием Ваших замечательных идей? Дистанционное обучение Термины - открытое образование, дистанционное обучение, реализация индивидуальных потребностей в образовании, непрерывное образование и пр. относятся, в конечном счете, к следующим проблемам: - повышение эффективности технологий передачи знаний (в том числе и удаленно); - уменьшение затрат на процедуры оценки знаний (опрос, тестирование, контроль); - уменьшение затрат на функции администрирования учебного процесса. Необходимо отметить, что перечисленный набор направлений развития образовательной среды неоднократно реализовывался в различных автоматизированных обучающих системах (АОС), но высокий уровень затрат (интеллектуальных, финансовых и материальных) ограничивал области их применимости – подготовка космонавтов, пилотов, операторов сложных технологических объектов. Новая волна интереса к образовательным технологиям, оформленная в терминах дистанционного образования, частично обусловлена взрывным развитием информационных технологий (ИТ). Причем это объясняется не только существенным повышением производительности и снижением стоимости технических средств, но, в не меньшей мере, развитием инструментария - средств программирования, систем, ориентированных на конечного пользователя, позволяющих с наименьшими затратами производить их адаптацию к конкретным требованиям. В отличие от традиционных АОС, в системах дистанционного обучения особо подчеркиваются проблемы доступа удаленных пользователей к учебно-методическому материалу, тестовым, контрольным и административным функциям системы. В качестве пользователей рассматриваются все участники учебного процесса – и обучаемые, и обучающие, и административно – технический персонал. На данный момент в России предлагается две функционально завершенных системы дистанционного обучения (материалы международного семинара “Информационные технологии в сельскохозяйственном образовании”, проводимого под эгидой TACIS): - "LearningSpace" - продукт корпорации IBM и компании Lotus; - "Прометей II" - разработка ЗАО “Анкей-Обучение”. Основная характеристика этих систем – весьма высокая стоимость программного обеспечения, не позволяющая осуществить их широкое внедрение. К примеру, основные клиенты системы “Прометей II” - Центральный и Сберегательный банки Российской Федерации, Академия Госслужбы при Президенте Российской Федерации, МИД, ГАЗПРОМ и пр., что исчерпывающе ее характеризует (особенно, если рассматривать в контексте введения). Каким образом встроить идеи, заложенные в методах дистанционного обучения, в систему повышения квалификации, с наименьшими затратами интеллектуальных и финансовых ресурсов. Предложения Предлагаются следующие возможные направления: - поэтапное введение элементов системы, обеспечивая при этом их преемственность и совместимость; - ориентация на свободно распространяемые программные продукты (условно бесплатные операционные системы, Web–серверы, серверы баз данных, средства программирования); - объединение усилий учебных заведений в области формирования образовательной среды (как минимум, учебно-методический материал, тестовые и контрольные задания); - обеспечение модульности и совместимости в смысле использования средств распространения и предъявления учебных курсов, совместимость средств опроса, тестирования и контроля. Средства реализации первых этапов предложенного, это: - ориентация на Internet технологии; - завершенность информационных модулей, средств опроса, тестирования и контроля для обеспечения возможности автономной работы на стороне клиента; - учет потенциальных требований к интеграции в систему. Таким образом, вполне реально формирование набора информационных модулей, тестовых и контрольных заданий, которые с одной стороны будут исчерпывающе соответствовать программам повышения квалификации (до некоторой степени автономны и ограниченны), а с другой – быть элементом общей образовательной среды. Могут включаться в программы как внутри одного учебного заведения (требования к интеграции), так и быть свободно распространяемым элементом в качестве объекта межвузовского обмена. |
©2002 Сединко А.М.