главная -> статьи -> Еще один подход к проектированию приложений
 
Предисловие
  Рефреном предыдущих статей звучат характеристики Internet технологий (и родственника их - IE):
  - масштабируемость приложений;
  - переносимость приложений и контента;
  - превращение Internet браузера в универсальный
инструмент (контейнер), вбирающий в себя самые современные технологии передачи информации, ее обработки и отображения;
  - открытость Internet технологий с точки зрения их использования и совершенствования.
  Еще одна посылка к развитию идеи - некоторый опыт обучения специалистов различных предметных областей (повышение квалификации) основам inet технологий и HTML. Несомненно, легкость принятия материала обусловлена простотой и логичностью языка, но ведь уровень некоторых - подготовленный пользователь.
  Все это и привело к идее разработки приложений с ориентацией на IE в качестве основы (исполнительской среды). Получается довольно интересно.

Введение
  Вероятно, это из области "вечных" вопросов - разделение на специалистов конкретных предметных областей и профессиональных программистов.
Конечно, для наиболее значимых направлений готовятся программисты-прикладники, но как быть остальным специалистам?
Конечно, софтверные гиганты пытаются адаптировать инструментарий к потребностям "прикладников", но много ли мы видим значимых результатов?
  Что на сегодняшний день используется "непрограммистами" (из личного, весьма ограниченного опыта), это Excel, VBA и, более настойчивыми, - Delphi.
И это все? Но загляните в Internet, - какое множество подходов в подаче контента (гибкость?), сколько вариантов взаимодействия с информацией (интерфейс?), сколько авторов, - не является ли это подсказкой к еще одному способу разработки прикладных программ (приложений).
  Опуская промежуточные рассуждения, приведем конкретные предложения по проектированию простых программных продуктов, представляющих связанный между собой набор стандартных инструментов:

  Интерфейс приложения - IE;
  Математика (счет) - JavaScript, Excel;
  Графика (диаграммы, циклограммы и пр.) - Flash;
  Печать документов - Excel;
  Небольшие базы данных - Excel, Access.

  Рассмотрим варианты реализации предложенного с пояснением конкретных решений и разбором некоторых в сопутствующих уроках. Подразумевается, что читатель знает HTML, JavaScript, знаком с Flash, ActionScript, имеет представление о VBScipt или VBA (VB for Application).

Интерфейс приложения
  Стандартный набор элементов формы (тегов) в HTML немногим отличается от таковых в VBA или Delphi. Надеюсь, у читателя не возникает сомнений в способности повторить средствами HTML стандартные элементы интерфейсного набора. Вместе с тем, применение inet технологий позволяет простыми средствами привнести новые возможности в интерфейс.


Рассмотрим некоторые более подробно, например:

  Контроль ввода - стандартная задача множества приложений, частный случай - проверка исходных данных. Наиболее часто процедура проверки запускается после завершения операции в отдельном окне ввода. Здесь, зачастую, возникает характерная ситуация - пользователь "застывает", не переносит фокус ввода в очередное окно, не видит уже совершенной ошибки, а после перехода в другое окно - несколько теряется (из опыта подготовки начинающих пользователей).
  Более интересная ситуация возникает при возможной вариативности исходных данных. Рассмотрим на примере фрагмента приложения "Проектирование технологии опоросов", разрабатываемого по методическому материалу проф. Михайлова Н.В., ДонГАУ и проф. Третьяковой О.Л., РИПКА (Новочеркасск).
  При проектировании технологии зоотехник равноправно оперирует несколькими связными параметрами, например, с одной стороны "Цикл воспроизводства" рассчитывается через "Число опоросов от одной свиноматки в год", но с другой, как сумма "Фаз цикла воспроизводства". Как проверить ввод и зафиксировать внимание оператора?
Этому и посвящен первый урок.  Интерфейс. Контроль ввода.

  Контекстная подсказка, именно подсказка, но не контекстный вызов справочной системы, - следующая по значимости составляющая полноценного приложения, является элементом интерфейса. Справочные системы на основе HTML уже достаточно широко используются во многих приложениях, вполне прозрачны для реализации.
  Вместе с тем, inet технологии позволяют расширить привычные рамки информирующих систем, а именно: включить в приложение и обучающие модули, и элементы советующих систем. Основные механизмы контекстной подсказки разберем на втором уроке. Интерфейс. Контекстная подсказка. Справочная система.

Математика
  Это наиболее уязвимая для критики позиция. Действительно, и JavaScript, и VBScript, и ActionScript - суть интерпретаторы, т.е. скорость исполнения снижается на порядки. Но ведь и мы не занимаемся моделированием внутриядерных процессов. Предложенные идеи относятся к небольшим приложениям массовых предметных областей. Вместе с тем, личный опыт убеждает, что высокая производительность современной вычислительной техники позволяет получить приемлемую скорость даже при моделировании технических систем с использованием, например, ActionScript.
  Некоторого увеличения скорости обработки можно добиться при использовании Java апплетов, но при этом теряется главное, - простота разработки приложения, что обусловлено и сложностью Java как языка, и необходимостью приобретения инструментальных средств (подготовки исходника, компиляции и т.д.).
  Интересные перспективы обещает подход, при котором математика обеспечивается (частично) приложением MSExcel, а именно: привычность для подготовленного пользователя (специалиста конкретной предметной области), простота написания методов обработки данных. Кроме того, снимаются проблемы подготовки и печати отчетов (документов), просматривается естественный путь к использованию MSExcel в качестве простой СУБД. Взаимодействию интерфейсной части приложения на основе HTML с электронными таблицами (MSExcel) и посвящен третий урок.

   
  © 2002-2004   Сединко А.М.
  © 2004 design by   kir
Hosted by uCoz